Как научить детей распоряжаться деньгами

Как объяснить детям особенности управления финансами? Давайте вместе разберемся в этом вопросе.

Как обращаться с деньгами, мы в большинстве случаев узнаем экспериментальным путем. Впрочем, многие из нас продолжают эксперименты в зрелом возрасте, каждый месяц задавая себе один и тот же вопрос: «На что я потратил зарплату?». Способность управлять финансами – навык, который необходим каждому человеку, поэтому вам нужно приучить своих детей грамотно распоряжаться деньгами.

Общие правила

Доносите ребенку только необходимую информацию. Детям разных возрастных категорий надо преподносить разные уроки. Трехлетнему ребенку не стоит рассказывать о курсах валют. Подросток и сам знает, что деньги необходимо зарабатывать. Информацию лучше подавать небольшими порциями, делая перерывы, чтобы ребенок смог ее осмыслить. Иначе он может быстро потерять интерес и начать чувствовать себя обязанным.
Обучения должно происходить в форме игры. Особенно игровой формат эффективен, когда вы обучаете маленьких детей. Они склонны играть все время, поэтому не стоит отрывать свое чадо от любимого занятия, чтобы объяснить, как пользоваться деньгами. Помните, что лучшие уроки – забавные и веселые.

В возрасте от 3 до 5 лет

Урок 1. Вещи покупают за деньги

План урока:

Попросите ребенка посчитать монеты. Расскажите о номиналах. Когда справитесь с монетами, познакомьте ребенка с бумажными деньгами.
Пойдите с ребенком в магазин и предложите ему самостоятельно отсчитать деньги на мелкую покупку (булочка, мороженое и т. д.)
Поиграйте в супермаркет: разложите игрушки, сладости, красивые вещи и распечатайте игрушечные деньги. Предложите ребенку сначала роль продавца, а потом – покупателя.
Не забудьте объяснить ребенку, что не все можно приобрести за деньги. Например, когда в гости приходит бабушка, напомните, что это радость, за которую не нужно платить.

Урок 2. Чтобы получить деньги, надо работать

План урока:

Когда ребенок спрашивает: «Мама, чем ты занимаешься?», пока вы работаете возле ноутбука, это самое лучшее время рассказать о своей работе. Объясните свои обязанности, что именно вы делаете и почему это важно, чем вы ценны для работодателя.
Когда на улице вы увидите человека в униформе (полицейского, официанта и т. д.), спросите у ребенка, кем он есть и зачем необходима его профессия. Объясните сыну, который застыл возле витрины с машинками, что все они – собственность владельца магазина, который является предпринимателем.
По дороге домой предложите поиграть в «я хочу работать (название профессии)». Победу одержит тот, кто назовет больше специальностей.

Урок 3. Не все желаемое можно купить

План урока

Если ребенок ожидает какой-нибудь приятности (похода в цирк, праздника), расскажите, что иногда необходимо подождать перед исполнением желания.
Купите красивую копилку и награждайте ребенка монетками каждый раз, когда он вам помогает или просто ведет себя хорошо. Регулярно открывайте копилку через 1–2 месяца. Объясните, что именно таким образом накапливаются деньги, а затем позвольте чаду потратить их.

Урок 4. Существует разница между желаемыми и необходимыми покупками

План урока

Нарисуйте карточки с картинками различных покупок и попросите ребенка разделить их на две стопки: «хочу» и «необходимо».
Спросите малыша в магазине, что важнее купить: еду (овощи, колбасу, яйца) или конфеты. Когда ребенок выберет конфеты, подчеркните, что спрашивали о важном, а не желаемом. Скажите, что конфеты – это приятное удовольствие, но все время их кушать нельзя.
Вместе создайте диаграмму, которую надо разделить на секции по типам покупок: еда, дом, развлечения и т. п. Покажите, что деньги – ограниченный ресурс и что надо уметь их распределять.

В возрасте с 6 до 10 лет

Урок 1. Надо обдумывать покупки

План урока

Если вы запланировали купить ребенку игрушку, посадите его возле себя и поищите в интернет-магазинах лучшую цену.
В супермаркете скажите, что у вас ограниченный бюджет на фрукты и предложите выбрать, какие вы возьмете.
Обратите внимание ребенка на ценник со скидкой и объясните, что он значит.
Если ребенок хочет совершить дорогую покупку, покажите ему на сделанной вами диаграмме, какую часть бюджета придется потратить на эту прихоть.

Урок 2. Покупать в интернете пока нельзя

План урока

Когда ребенок обнаружит платный контент на планшете или смартфоне, расскажите ему, что за него надо платить настоящие деньги, даже если их не видно.
Договоритесь, что без вашего разрешения ребенок не будет использовать в интернете личные данные.
Изучите сайты, на которые заходит ваше чадо.

Урок № 3. Банки и банковские счета

План урока

Возьмите ребенка в банк, когда там не предвидится большое число клиентов. Расскажите ему о всем, чем он будет интересоваться.
Продемонстрируйте свою пластиковую карточку и объясните, зачем она вам.
Поговорите о накопительных счетах. После этого откройте бесплатный накопительный счет для ребенка.

В возрасте с 11 до 13 лет

Урок 1. Необходимо откладывать 10% своих денег

План урока

Предложите ребенку 10% его карманных денег откладывать на открытый счет или в копилку. Похвалите, если он согласиться.
Создайте мудборд ( с англ. mood board — «доска настроения») с фотографиями и ценниками бюджетных вещей, которые желает приобрести ребенок. Предложите ему каждый месяц выбирать новую цель и собирать деньги на ее покупку.
Стимулируйте ребенка вкладывать деньги: например, к каждой отложенной им гривне добавляйте 20 копеек от себя.
Демонстрируйте выписки со счета и анализируйте баланс копилки, чтобы ребенок понимал, как увеличивается сумма.
Вместе посчитайте, сколько ваш ребенок может накопить к 40 годам, если ежегодно будет откладывать определенное количество денег.

Урок 2. Кредитная карточка – тот самый долг

План урока

На примере объясните, как работает кредитка и в чем ее отличие от обычной пластиковой карточки. Можете начать так: «Ты одалживаешь у меня 100 гривен, отдаешь мне по 10, но в итоге платишь не 100, а 110».
Расскажите, когда вы пользовались кредиткой и почему это было необходимо.

Урок 3. Онлайн-покупки надо делать осторожно

План урока

Поиграйте с ребенком в бесплатные онлайн-игры, в которых надо распоряжаться деньгами. В процессе объясните, по какому принципу совершаются внутренние покупки, почему они выглядят так привлекательно и почему не стоит поддаваться их соблазну.
Если ребенок зарегистрировал свой электронный адрес, объясните ему, что такое спам и предупредите, что не надо открывать подозрительные письма.
Предупредите о телефонных мошенниках, которые просят переслать деньги.
Расскажите о персональных данных (от адреса дома до номера вашей кредитной карточки). Объясните, что подобную информацию нельзя разглашать чужим людям.

В возрасте от 14 до 18 лет

Урок 1. Расписание расходов

План урока

Продемонстрируйте конкретными цифрами, сколько вы зарабатываете и на что тратите деньги. Сколько уходит на квартиру, еду, одежду, транспорт, развлечения и т. д.
Cоветуйте ребенку фиксировать, куда идут его карманные деньги. Можете за это предложить ему вознаграждение, желательно неденежное. Скажем, право один раз в неделю погулять с друзьями допоздна.

Урок 2. Первый заработок

План урока

Предложите ребенку устроиться к вам на работу и получать зарплату. Пусть он делает мелкие домашние обязанности, помогает с покупками, оплачивает счета и т. п. При этом платите ему четко раз в месяц, а не каждый день.
Вместе рассмотрите варианты временной работы на лето. Если найдете интересную должность, поговорите, как ребенок планирует устроиться на эту работу. Отрепетируйте собеседования и устройте с ребенком соревнование на лучшее мотивационное письмо.
Расскажите об удаленной работе, ее преимуществах и недостатках.

Урок 3. Первая пластиковая картка

План урока

Привяжите к своему счету дополнительную карточку, поставьте на нее удобный для вас лимит и дайте ее ребенку. Объясните, что это его личная вещь, что он может распоряжаться реальными деньгами. Напомните, чтобы он не забывал о важности персональных данных и ценности бумажных денег.
Посредством плановой покупки продемонстрируйте ребенку, как использовать карту в банкомате, в магазине, в интернете. Если вы платите ребенку деньги за работу или просто даете карманные деньги, предоставьте ему право выбора: получать наличными или на карту. Научите его самостоятельно пополнять карту всеми возможными способами.
Контролируйте расходы ребенка, чтобы он этого не замечал. Вы ведь предоставляете ему деньги, чтобы он грамотно их использовал. Если он почувствует ваше недоверие, то эффект будет отрицательным. Вы должны либо научить ответственности, дав разумную свободу, либо ограничить, не ожидая, что ребенок начнет ответственно распоряжаться деньгами. Других вариантов нет.

Что делать дальше?

С 18 лет расскажите о налогах, пенсиях, формах предпринимательской деятельности и их особенностях. Не забывайте, что смысл этих уроков заключается не только в том, чтобы обучить ребенка. Вы можете стать примером для сына или дочери, как нужно распоряжаться личными средствами.

Вы способны показать, что ответственное отношение к финансовым вопросам делает жизнь намного легче и позволяет добиться большего. Вы можете научить ребенка уважать и преумножать деньги, а значит, он никогда не будет испытывать финансовых проблем.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок правильно обращался с деньгами и стал успешным человеком? Тогда преподайте ему первый урок прямо сегодня!

http://hyser.com.ua/business_and_finance/kak-nauchit-detej-rasporyazhatsya-dengami-39514

сьогодні: 18 | 08 | 2017
розробка ПРОСТО САЙТ
+38 050 378 14 56